История создания Храма Василия Блаженного

Храм Василия Блаженного является приделом собора Покрова Пресвятой Богородицы и входит в число восьми церквей, окружающих периметром центральный собор. Хотя официальное название святыни Русской православной церкви именно собор Покрова, для верующих людей и тех, кто интересуется религиозными архитектурными памятниками, он известен как храм Василия Блаженного. Понять символичность храма и его значение для России и русского народа можно, рассмотрев историю возникновения уникального собора и церквей при нем.

Предпосылки строительства собора

Храм Василия Блаженного не является первой постройкой религиозной святыни, возникшей в Москве в XVI веке. Изначально возводились деревянные церкви в честь святых или православных праздников, приходящихся на день какого-либо военного события на Казанской земле, когда царь Иван Грозный вел борьбу с татарским нашествием. Одно из великих сражений, случившееся 2 октября 1552 г., закончилось полной победой над Казанским ханством и присоединением земель города к православному городу Москве.

На эту дату (1 октября) приходится религиозный праздник Покров Пресвятой Богородицы, что и дало основание для строительства собора в память об окончательной победе, который был освящен в честь Покрова Богородицы. Но день самого похода и победы совпал с еще одним православным днем, — почитанием святых Киприана и Иустины.

По указу Ивана Грозного все походные церкви, возведенные на Красной площади ранее, и новый храм было решено объединить в собор, который должен стать каменным. Но по возвращении в Москву был построен деревянный собор с приделами в количестве семи штук. Он был освящен во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Только через год деревянные строения были разобраны и началось строительство каменного храма, но еще не имевшего ничего общего с именем Василия Блаженного.

Причины основания храма

Храм Василия Блаженного в числе других построек Покровского храма появился только в 1588 году и стал 9 церковью уникального памятника православной веры. Причинами возведения храма Василия Блаженного стали события, происходившие во времена правления Ивана Васильевича Грозного и его сына Федора Ивановича. Согласно легендам, Василий был юродивым и собирал милостыню на Красной площади, с чего кормился и жил. Одевался в лохмотья или совсем без одежды ходил даже в лютый мороз. Носил вериги, как символ покаяния и приношения себя в жертву ради Христа. Имел дар исцеления и предвидения, о чем также свидетельствуют различные легенды или описания его жития.

василий блаженный

Иван Грозный относился к юродивому с особым уважением и после его смерти, дата которой двоякая (1552 или 1557 годы), было дано разрешение на захоронение тела у стен Покровского храма. Согласно летописным документам, через несколько лет после смерти Василия от его мощей было зафиксировано несколько исцелений, что послужило причиной над могилой Василия Блаженного возвести раку из драгоценного металла с дорогими камнями и построить церковь, которая была освящена в честь этого святого.

Царь Федор Иванович установил дату почитания имени Василия Блаженного — 2 августа, в день свершения чудесного исцеления.

В отличие от других церквей, входивших в ансамбль храмов Покрова Пресвятой Богородицы, храм Василия Блаженного являлся самостоятельным строением и имел отдельный вход.

Причинами строительства многопридельного храма являются две версии:

  • Покровский собор должен был стать подобием монастыря Влахенского, в котором было явлено чудо Покрова Пресвятой Богородицы. Он имеет семибашенную форму. Покровский собор в Москве должен был ознаменовать идеологию государства того времени, что Москва является Третьим Римом.
  • Идею о многопридельном соборе предложил митрополит Макарий, который хотел в центре Москвы построить еще один город, символизирующий Иерусалим, так сказать, город в городе, что тоже перекликалось с концепцией Третьего Рима. Собор Покрова Пресвятой Богородицы — это Небесный Иерусалим и он должен быть неделим, поэтому и возведены все постройки на едином фундаменте.

Независимо от того, какая идея стала причиной создания религиозной святыни, она является объектом уникальной православной архитектуры, которая до сих пор вызывает восхищение у людей.

Как строился собор: версии

О строительстве собора, в ансамбль строений которого входит храм Василия Блаженного, существует несколько версий, кто является архитектором проекта и как сложилась их судьба после окончания работы.

Две версии выдвигают авторами шедевра следующие имена: Постник и Барма. Путаница кроется в том, один ли это человек или два разных.

  • Одна версия предполагает, что Иван Грозный пригласил реализовать его задумку архитектора из Пскова. Звали его Постник Яковлев, но в народе было прозвище Барма. Это указывает на то, что создавал проект Покровского храма и следил за его строительством один человек.
  • Вторая версия сводится к тому, что Постник и Барма — это два разных человека, которые совместно воплотили идею о многопридельном соборе в жизнь.
  • Третья версия не имеет отношения ни к Постнику, ни к Барме. Предполагается, что автором проекта был европейский архитектор, предположительно, итальянец. Стилистика храма очень схожа с мотивами Московского Кремля, строительством которого и занимался европейский архитектор. Но документального подтверждения версии нет.

Официальной версией принято считать второе предположение, что архитекторов было двое.

Изменения в архитектуре и дизайне

Современный вид собора Василия Блаженного (официальное название собор Покрова Пресвятой Богородицы) во многом отличается от собора, построенного в середине XVI века. Изменения в стилистике и архитектуре происходили по причине частых пожаров и желании сделать собор более удобным в использовании.

Изначально внешний облик всех построек был строгим, но сразу же нарядным. Стены были расписаны фресками и рисунком, имитирующим кирпичную кладку, чтобы придать собору большую величавость.

Крылец у церквей не было. Храм Василия Блаженного на проекте не значился и не был построен одновременно с другими приделами. Колокольня стояла отдельно и имела иную форму.

Центральный собор в шатровом стиле, окруженный небольшими церквями в честь знаменательных дат Казанского похода, являлся своего рода мемориальным памятником и не требовал особого стиля.

До 1588 года собор не имел ни одного отапливаемого помещения, что исключало возможность проводить богослужения в холодный период. Храм Василия Блаженного стал первым отапливаемым объектом, что привлекало паломников и верующих круглый год в Московскую святыню. Храм работал круглосуточно и принимал на ночлег странствующих людей. Этот момент, возможно, послужил тому, что собор стал известным именно по наименованию храма Василия Блаженного, а не Покрова Пресвятой Богородицы.

Доработки XVI века

По причине частых пожаров в Москве, деревянные верхи церквей сгорали. В очередной раз было принято решение об изменении формы глав храма. Их сделали фигурными и обили железом.

храм василия блаженного 16 век

Изнутри все помещения собора были объединены лабиринтами ходов, позволяющих служителями свободно перемещаться из одного помещения в другое. Площадь самих церквей была очень маленькая, что их сравнивали с клетушками. В большие праздники богослужения проводились на Красной площади, потому что ни одна церковь не могла вместить всех желающих.

Как изменился храм в XVII веке

Значительные изменения произошли только в XVII веке. К ансамблю собора добавилась шатровая колокольня в 1670 году. Собор получил новую раскраску в виде пестрого орнамента. К собору из восьми приделов и храма Василия Блаженного добавили еще несколько церквей, которые пришлось убрать с Красной площади по причине их ветхости. По описи ветхостей 1688 года есть информация, что к Покровскому собору было присоединено 20 престолов.

Помимо перенесения существующих церквей, в 1672 году был пристроен придел над могилой еще одного московского юродивого по имени Иоанн, который умер в 1589 году и был похоронен на территории собора.

К 1680 году собор значительно обновился за счет того, что деревянные галереи открытого типа были заменены кирпичными с закрытым верхом, что позволяло перемещаться по периметру собора в любую погоду и оградило церкви и храм Василия Блаженного от разрушения пожарами. Снаружи и внутри стены галереи и других помещений были расписаны травным орнаментом, что придало больше нарядности религиозной святыне.

Надписи о дате завершения реставрации (1683) нанесли на керамические изразцы и поместили на стены собора.

Пожар и восстановление

Троицкий пожар в Москве в 1737 году не обошел стороной храм, который сгорел почти на 100%. Но было принято решение о восстановлении храма. Работы по интерьеру и архитектуре собора были поручены Ивану Мичурину, который составил подробный план и описание Покровского собора на момент реставрации.

Новые работы по ремонту и изменению архитектуры собора проводились в 1784–1786 годах при содействии Екатерины Второй, которая выделила внушительные средства на обновление собора.

Попал под переделку и храм Василия Блаженного, который получил крытую паперть за счет упразднения престола Феодосиевской церкви с северного фасада Покровского собора.

В этот период экстерьер собора не имел ничего общего с современным видом, потому что не была под запретом уличная торговля. Книжные лавки и Яблочный ряд закрывали полностью стены собора. Только Александр Первый решил вопрос с неуместными постройками и преобразил территорию вокруг собора с помощью дикого камня и железной решетки.

XIX — начало XX века и их влияние

Наложила свой отпечаток на собор история XIX—XX веков. Сначала на святыню покушался Наполеон, потому что был поражен уникальной постройкой и хотел разрушить православное ядро России. Попытки взорвать все церкви и собор Василия Блаженного, были тщетны, но церковная утварь была похищена, помещения осквернены. Это привело к новому этапу восстановительных работ в соборе, которые позволили сохранить святыню до сегодняшних дней.

храм василия блаженного

Очередные реставрационные работы проводились в храме в 1890 и в 1912 годах:

  • укрепили полы;
  • обновили соборную ризницу, украсив ее окна цветными витражами.

Основание музея в XIX–XX веках

Начало XX века ознаменовано для Покровского собора тем, что в 1918 году его взяли под охрану государства, как исторический объект национального и мирового масштаба. Службы в некоторых церквях полностью прекратились. Начался процесс перехода собора в статус музея.

В 1923 году в помещениях было решено разместить историко-архитектурный музей под руководством Е. И. Силина, который был научным сотрудником Государственного исторического музея.

храв василия блаженного купола

В 1928 году собор Покрова Пресвятой Богородицы (в народе, Василия Блаженного) получил статус филиала Государственного исторического музея, который сохранился до настоящего времени.

До 1949 года в соборе велись исследовательские работы, которые открыли подземные лазы, соединяющие храм с Кремлем. Открылось функциональное значение некоторых комнат, разместившихся в подвальной части собора.

С 1991 года собор Василия Блаженного находится под совместным попечительством Государственного исторического музея и РПЦ.

Современное состояние храма

храм василия блаженного сейчас

Сегодня собор полностью восстановлен и работает, совмещая в себе функции музея и места для совершения богослужений по воскресеньям и на Пасху.

В 2008 году Покровский собор получил статус одного из семи чудес России, а в 2017 году вошел в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, являясь уникальным архитектурным памятником и гордостью русского православия.

храм василия блаженного памятник всемирного наследия

Добавить комментарий